Артикуляционная гимнастика — основа для формирования правильного звукопроизношения
Айгерим Габдуллина
Артикуляционная гимнастика — основа для формирования правильного звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика — основа для формирования
правильного звукопроизношения.
Артикуляция — деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляция звуков происходит при помощи органов артикуляции: языка, губ, челюстей, твердого и мягкого неба, альвеол (речевой профиль). Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными. Главным органом артикуляции является — язык. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании почти всех звуков. Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам.
Артикуляционная гимнастика служит для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи, перечисленных выше.
Артикуляционная гимнастика – подготовительные упражнения органов артикуляции к постановке звуков, а так же для формирования правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, продолжительность 5-7 минут.
2. Движения выполняются перед зеркалом. Зеркала должны быть индивидуальными в пластмассовом корпусе, на подставке. Каждое зеркало обрабатывается.
3. Взрослый контролирует правильность выполнения движений каждым ребенком. Самоконтроль ребенка перед зеркалом.
4. Движения выполняются неторопливо, ритмично, четко.
5. При отборе материала для артикуляционной гимнастики не обходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для этого применяются стихотворения или символы — картинки.
6. Выполнение каждого упражнения отводится некоторое время, чтобы органы артикуляции на какой миг «замирали» в определенной позиции. Педагог в это время медленно считает.
7. На одно занятие берется не более 5-7 упражнений (2-3 упражнения для губ, 3-4 упражнения для языка).
8. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены. Должна быть предусмотрена техника безопасности при работе с зеркалами.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— использование игрового приема (рассказ или стихотворение о предстоящем упражнении);
— показ упражнения взрослым;
— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
— проверка правильности выполнения, указание на ошибки;
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными, координированными.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить. Если логопед видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не со всем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание воспитателю, родителям отработать с детьми эти движения. Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, т. е. с преодолением сопротивления. Дополнительно может применяться массаж.
Артикуляционная гимнастикапроводится по следующей схеме:
— упражнения на развитие подвижности нижней челюсти;
— упражнения для губ;
— упражнения для языка;
— упражнения на развитие дыхания.
Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти.
1.Упражнение: «Бегемоты открывают рот».
Учит спокойно открывать рот, расслабляя мышцы языка, удерживать губы и язык в заданном положении. Дети широко открывают рот.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
2.Упражнение: «Домик открывается».
Учит спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка, удержание губ и языка в заданном положении. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Упражнения для развития подвижности губ.
Вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность. Растянуть губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы, а затем снова вернуться в исходное положение.
Тянуть губки прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
А глаза у них, как блюдца.
Вырабатывает умение удерживать губы в непроизвольной улыбке, обнажая нижние и верхние зубы, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы-
Посчитаем наши зубы.
3.Упражнение: «Хоботок слонёнка».
Вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, их подвижность. Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану,
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы губ, их подвижность. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и держать в таком положении, считая до пяти.
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Укрепляет круговую мышцу рта, развивает умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
Рупор мы изобразили-
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Рупор надо удержать.
6. Чередование упражнений «Улыбка» — «Хоботок» — «Дудочка».
Укрепляет мышцы губ и тренирует их подвижность путём чередования позиций губ. Развивает произвольное внимание.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я дудочка,
Мне понравилось играть,
Повторю-ка все опять!
Упражнения для развития подвижности языка.
1. Упражнение “Накажем непослушный Язычок”.
Расслабляет мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Учит удерживать язык распластанным, широким. Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя.
А теперь уж не зубами-
Я пошлёпаю губами:
«У быка губа тупа,
2. Упражнение “Блинчики на тарелочке», «Лопаточка».
Вырабатывает умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (тарелочку). Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения “Накажем непослушный Язычок”, т. к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок становится широким.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
3. Упражнение “Иголочка”.
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы.
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и ссужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Иголку я могу держать.
4.Чередование упражнений: «Лопаточка-иголочка».
Язык лопаткой уложи
И спокойно подержи.
А потом — раз, два, три —
Как иголку заостри.
Развивает подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке.Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
Мы сегодня песни пели
И качались на качели,
Язычок качался тоже
Покажите, как? Похоже.
Вверх-вниз, вверх-вниз, язычок, не ленись!
И про нос не забывай!
Выше дома, выше ели
На качелях мы взлетели.
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (эльвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
На качелях я качаюсь:
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем — до мягкого нёба.
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых.
Источник
Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений.
материал по логопедии на тему
Цель артикуляционной гимнастики- выработка, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых длЯ правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
ПРИНЦИП ОТБОРА УПРАЖНЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.
Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.
Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 — 10 секунд .
Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 — 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
а) опущен за нижние зубы — «почистим зубы»;
б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».
После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое — «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у). В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3.Чередовать положения губ: в улыбке — трубочкой.
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
7.Чередование положений языка: широкий — узкий.
8.Подём языка за верхние зубы.
9.Чередование движений языка вверх — вниз.
10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.
1.Открыть рот и подержать открытым (а — а — а — а), закрыть.
2. «Заборчик» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» — губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.
5. «Иголочка» — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» — «Иголочка».
6. «Часики» — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» — движение языка: нос — подбородок.
Упражнения для губ
«Улыбка» — удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик» — рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
«Трубочка» — вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок» — вытягивание сомкнутых губ вперёд.
«Бублик» — зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: «Заборчик» — «Бублик», «Улыбка» — «Хоботок».
«Кролик» — зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)
1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)
Цель : Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
— Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
— Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)
Цель : Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя — пя — пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 — 10.
— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)
Цель : Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 — 5, 5 — 10.
— Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
— Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
— Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
— Боковые края языка должны касаться уголков рта.
— Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание . Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
— Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
— Нельзя надувать щёки.
— Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)
Цель : Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
— Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
— Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
— Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)
1. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
— Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
— Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
— Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Цель : Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
— Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
— Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5.
— Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
Цель : Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
— Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
— Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
— Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Цель : Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание . Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
— Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
— Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
— При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
5. «Приклей конфетку»
Цель : Учить удерживать язык вверху.
Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)
1. «Наказать непослушный язык»
Цель : Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание . Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя — пя — пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 — 5, 5 — 10.
— Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
— Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
— Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
2. «Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл — бл (как индюк болбочет).
— Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
— Чтобы движения языком были вперёд — назад, а не из стороны в сторону.
— Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 — 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 — 5. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.
— Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Цель : Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
— Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
— Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
— Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
— Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)
Цель : Вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
— Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
— Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
— Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд — назад.
— Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
— Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Цель : Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д — д — д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
— Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
— Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара — не был хлюпающим.
— Кончик языка не должен подворачиваться.
— Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя
Цель : Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Описание : Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да — ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.
— Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да — ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Цель : Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т — т — т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое — то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение — правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Источник